Работа с персоналом. Профилактика воровства и злоупотреблений


24 марта 2010

Воровать могут все, как осознанно, так и неосознанно. Воровать можно материальное и нематериальное. Нематериальное — рабочее время, информация.

К сожалению, если руководители понимают, что информацию воруют осознанно, то ко времени такого отношения нет. А зря, это единственный абсолютно невосполнимый ресурс. Воруют время, в основном, не задумываясь, за счет опозданий, перекуров, длительных чаепитий, нерационального использования рабочего времени. Соответственно и бороться нужно с каждым явлением по-своему.

Опоздания, как и ранний уход с рабочего места, лучше всего фиксировать через электронные системы доступа. Многие с такими системами уже сталкивались. У вас всегда будет неискаженная информация о времени и количестве проходов сотрудника на территорию. Как и во всем, здесь есть недостатки:

1. Системы достаточно дороги. С вертушкой — в районе 100 тыс. руб.

2. Не мобильны — после монтажа просто не снять и не унести. Для арендованного помещения подходят не всегда.

3. Выдаваемая информация не у всех систем наглядна, удобна в использовании.

Кроме этого, система может стоять на входе на территорию, бизнес-центр и предоставлять только часть информации. Вы все равно не будете знать, как сотрудники организовывают рабочее время. Хорошо, когда они перед глазами — вы их видите, контролируете. А если нет, если у вас разные кабинеты или вы вынуждены часто и надолго уезжать?

Приходится быть для сотрудников примером. Как ни странно, достаточно эффективный способ. Если ваше рабочее время организовано правильно, то и подчиненным деваться некуда. Соответственно, приходить на работу вы должны вовремя. Вовремя — это так, чтобы успеть сделать все подготовительные дела до начала работы. Если работаете с девяти, то в девять все должны работать, а не готовиться. То есть чай должен быть выпит, глаза накрашены, сериалы обсуждены, спецодежда переодета. А не так, как это зачастую происходит: без двух минут девять врывается последний сотрудник, после чего включается чайник, пока он закипает, идет обсуждение погоды, транспорта, вчерашних телепередач. Далее пьется чай, просматривается электронная почта, последние новости в Интернете, после чего пора покурить. В лучшем случае на такую раскачку уходит минут сорок. При этом все вроде бы при деле, еще и успевают что-то там поработать. Так нельзя. Вы, как руководитель, в таком безобразии участвовать не должны, а то получается не работа, а клуб «ППП» — покурили, поболтали, попили. Особенно в первой половине дня, наиболее эффективной, должен быть жесткий режим. Пришли минут за двадцать до начала работы, быстро выпили чай/кофе, и в девять все на рабочем месте. Кто пришел за две минуты до начала работы — перерыв в одиннадцать. Заклинаю всех — ограничивайте Интернет, он крадет очень много времени. К интернету подключаются только те, кому он действительно нужен. Доступ на целый день не предоставляется практически никому. Немногим профессиям и сотрудникам нужна информация ежесекундно, в режиме реального времени. Оптимальный график доступа — это десять-пятнадцать минут в 11 часов дня для получения почты, далее доступ закрывается и открывается еще на час-два вечером, допустим, с 16:30 до 18 часов. По моей практике, этого обычно достаточно. Конечно, необходимо рассматривать каждый конкретный случай, но график доступа и такой подход заставляет работать в наиболее эффективные утренние часы и дополнительно стимулирует сотрудников к планированию своего рабочего времени. Автоматическое уведомление о доставке нового письма в электронный ящик ставить нельзя.

Категорически, очень жестко должны быть запрещены любые игрушки на компьютерах. Желательно даже удалить встроенные игры Widows. Себе не позволяйте и боритесь нещадно с проявлениями слабости со стороны подчиненных. Кто желает отдохнуть от рабочего процесса, пусть лучше пять минут погуляет, хотя бы по коридору.