Лицензирование предпринимательской деятельности


09 марта 2010

Для некоторых видов деятельности необходимо еще и получение лицензии.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержден Федеральным законом №158-ФЗ от 25 сентября 1998г. (с изм. от 26 ноября 1998г.,22 декабря 1999г., 12 мая 2000г.) « О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель предоставляет:

а)заявление о выдаче лицензии с указанием:

-фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

- вида деятельности;

- срока действия лицензии;

б)свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

в)документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

- наличие в документах, представленных предпринимателем, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. Например, обязательным лицензионным требованием является соблюдение законодательства РФ, экологических санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил.

Предприниматель должен знать о том, что лицензирующие органы не только решают вопрос о выдаче (отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующие органы также:

- осуществляют надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. Они вправе проводить проверки деятельности предпринимателя — владельца лицензии, составлять акты проверок, выносить решения, обязывающие предпринимателя устранить выявленные нарушения;

- могут приостановить действие лицензии. Основанием для этого могут послужить, в частности, выявленные отклонения от лицензионных обязательств и условий, влекущие за собой нанесение ущерба правам, интересам и здоровью граждан, безопасности государства (ст. 13 Закона о лицензировании);

-могут предъявить в суд заявление об аннулировании лицензии. Таким образом, аннулирование лицензии может производиться только в судебном порядке. Основания для аннулирования перечислены в ст. 13 Закона о лицензировании. Это может быть, например, неоднократное или грубое нарушение предпринимателем лицензионных требований и условий;

возобновляют действие лицензии;

переоформляют документы, подтверждающие наличие лицензии; ведут реестр лицензий.

Действующее законодательство предусматривает достаточно сложную систему лицензирующих органов. Законом о лицензировании установлено, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно формировать структуру таких органов. Наиболее полную информацию о таких органах предприниматель может почерпнуть из следующих документов:

-Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. №326 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (опубликовано в Российской газете от 27 апреля 2000 г.) Этим постановлением утверждены:

Во-первых, перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Например:

- МВД России осуществляет лицензирование частной сыскной, частной охранной и других видов деятельности;

- Минздрав России: производство лекарственных средств, распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения и т.д.;

- Минторг России: оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камней.

Во-вторых, перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, субъектами РФ лицензируется риэлтерская, медицинская, ветеринарная деятельность, оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды и некоторые другие виды деятельности.

К сожалению, не всегда имеется соответствие между нормативными актами РФ и постановлениями ее субъектов. Например, вышеуказанным Постановлением КМ РТ предусмотрено, что Минздрав РТ лицензирует техническое обслуживание медицинской техники, тогда как по Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.04.00 г., этот вид деятельности лицензирует только Минздрав России. В такой ситуации необходимо помнить, что нормативные акты о лицензировании могут быть приняты только на федеральном уровне, следовательно, ими и нужно руководствоваться.

Предприниматель должен знать, какие меры ответственности установлены за занятие предпринимательской деятельностью без надлежащей лицензии:

- Административная. Предусмотрена большим количеством нормативных актов. Например, ФЗ от 8. 07. 99 г. №143 - ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушение в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции» установлена ответственность индивидуального предпринимателя за розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии в виде штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией этилового спирта, алкогольной продукции.

- Уголовная. Предусмотрена ст. 171 Уголовного кодекса РФ: Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организации, государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается — штрафом от 300 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 месяцев или обязательными работами от 180 до 240 часов, или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 3-х лет.