Финансовая система, внебюджетные фонды


24 января 2010

Финансовая система носит исторический характер. Она начала существовать в возникших условиях товарно-денежных отношений под воздействием функций и потребностей государства.

Термин финансовая система произошёл от латинского «financia», что значит платёж, доход. Инновационное значение "денежный платёж" начало широко использоваться в XIII - XV вв. в Италии. Далее термин получил повсеместное распространение и прочно зафиксировался как понятие, связанное со структурой денежного обращения, созданием денежного источника, управляемого государством для удовлетворения своих политических и экономических функций.

Финансы - это система экономических связей, которые существуют в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) национального дохода (НД) и отечественного богатства в связи с возникновением денежной прибыли и накоплений у субъектов хозяйствования, в том числе и государства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы различаются от денег, как по внутреннему содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это национальный эквивалент, без которого невозможно измерение затраты труда, а финансы - это экономический инструмент, комплекс методов распределения и перераспределения ВВП, инструмент надзора за образованием и потреблением фондов денежных средств.

Финансы - это система планомерного формирования, распределения, движения и использования денежных фондов (денежных средств) производственного и непроизводственного назначения, выполняющих определённые экономические функции и находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений.

Экономические отношения, связанные с этими процессами и выражающие взаимодействие и связи в денежной форме между субъектами экономической системы на различных уровнях, называются финансовыми отношениями.

Отличительной чертой финансов является то, что материальными представителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Они возникают у источников хозяйствования, а также государства, благодаря различным видам денежных поступлений, отчислений и расходуются на увеличение воспроизводства, материальное вознаграждение работающих, покрытие социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы используются в фондовой, либо не фондовой формах. В главенствующей на данном этапе рыночной экономике производственный субъект по собственному выбору регистрирует форму, государство выбирает фондовую форму, что является оптимальным для интересов страны в целом, так как это:

-делает наиболее возможной удовлетворение различных потребностей с экономическими возможностями населения;

-создает оптимальную сосредоточенность ресурсов на главенствующих направлениях прогресса общественного хозяйства;

-позволяет прочнее связать личные интересы, интересы общества, коллектива и тем активнее воздействовать на производство.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют следующие функции:

Аккумулирующая функция проявляется в создании материальной основы существования государства и других экономических субъектов, юридических и физических лиц и обеспечении их функционирования.

Распределительная функция проявляется :

1) в распределении ВВП и НД среди участников материального производства и создании так называемых основных, или первичных доходов (зарплаты рабочих, служащих, доходов фермеров, крестьян, доходов предприятий материального производства) и

2) в дальнейшем распределении или перераспределении ВВП и НД и образовании вторичных, или производных доходов (доходов, полученных вне производственной сферы).

Таким образом, распределение и перераспределение ВВП и НД, совершаемое с помощью финансов, происходят внутри и между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, их отраслями, сферами и секторами экономики, отдельными регионами страны, формами собственности, социальными группами населения, физическими и юридическими лицами. Эти процессы проявляются на общегосударственном уровне, на уровне регионов федерации, на местном уровне.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением и перераспределением ВВП и НД по предназначенным фондам и распределением их по целевому назначению; в контроле беспрекословного соблюдения закона в финансовой области, пунктуальности и объема выполнения финансовых обязательств перед российской бюджетной системой, налоговиками, банками, и не упустить взаимных обязанностей предприятий и организаций перед друг другом по расчётам и платежам.

Контролирующее свойство финансов связано с государственной регуляцией через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит и др.) в процессы производства и воспроизводства, в деятельность субъектов финансовых отношений. Посредством финансов органы власти, администрация предприятий, учреждений, семьи, люди воздействуют или влияют на хозяйственные процессы, направляют их определённым образом. Конкретными инструментами финансового регулирования экономики служат заработная плата, цены, бюджеты, налоги, кредиты, дотации, субвенции, субсидии, ассигнования, капиталовложения, платежи, пенсии, стипендии, денежные пособия и так далее.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм - часть хозяйственного механизма, охватывающая систему организационных типов финансовых взаимоотношений в народном производстве, очередность формирования и потребления централизованных и децентрализованных источников денежных ресурсов, методы финансового планирования, формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансовая система страны - это взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, это совокупность форм и методов возникновения, распределения и потребления фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены пять крупных сфер: финансы предприятий, учреждений и организаций; государственные финансы; финансы страхования; финансы системы кредитования и финансы населения, домашних хозяйств.

Каждая сферу можно подразделить на звенья, отметим, что группировка финансовых взаимоотношений происходит в зависимости от направления деятельности субъекта, имеющей определяющее значение на состав и предназначение целевых материальных фондов.

Необходимость существования финансов хозяйствующих объектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в денежных ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Существование финансов в процессе хозяйствования снабжает нуждаемость производства в оборотных материалах, в осуществлении вложений для преумножения основного капитала. Отчисляющаяся хозяйствующим субъектам материальная поддержка за проданную продукцию (валовой доход) расходуется таким образом, что закрываются их потребности в различных финансовых ресурсах. Финансовые взаимоотношения предприятий имеют отношение к децентрализованным видам финансов и потребляются для урегулирования и поддержки экономики и социальных взаимоотношений на микроуровне.

Большое место в составе финансовой системы занимают государственные финансы, благодаря которым государство играет важную роль в контроле экономики, в усовершенствовании социально - культурной области, в охране природы, в создании безопасных условий для страны и граждан. Государственные финансы охватывают и соответствующие механизмы мобилизации ресурсов и их сосредоточение в руках государства.

Основное звено государственных финансов - бюджетная система.

Второе звено государственных финансов - внебюджетные специальные фонды - денежные хранилища государства, предназначенные для целевого использования и не включенные в государственный бюджет.

Имеется более 20 специальных внебюджетных фондов, из которых - 4 социальных и остальные фонды производственного назначения.

Приведем в качестве примера Республику Татарстан. Список налогов и принудительных отчислений по государственным внебюджетным фондам, консолидированным в 2007 году в республиканском бюджете Республики Татарстан, включает:

1. Дорожный фонд Республики Татарстан.

2. Фонд пополнения запасов исчерпаемых минеральных ресурсов и роста эффективной добычи и поиска полезных ископаемых.

3. Общеотраслевые и межотраслевые научно-исследовательских и опытно-конструкторские работы (НИОКР) объединены в отдельный республиканский фонд.

4. Фонд безопасности дорожного движения Управления Госавтоинспекции МВД Республики Татарстан.

5. Экологический Фонд Республики Татарстан.

6. Обязательное медицинское страхование граждан Республики Татарстан.

7. Фонд «Пожарная безопасность»

8. Фонд занятости Республики Татарстан.

9. Фонд приватизации Республики Татарстан.

10. Фонд по газификации районов, городов и сельских поселений.

К социальным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Устанавливая обязательные отчисления части первичных доходов в эти фонды, государство решает задачи создания системы пенсионного обеспечения, гарантированного медицинского обслуживания населения, выплаты в случае вынужденной безработицы и др. Ставка взносов на обязательное медицинское страхование - 3,6% к фонду оплаты труда. Ставки указанных взносов в развитых странах составляют приблизительно 12-20% от фонда заработной платы.

Основные особенности внебюджетных фондов:

- находятся в распоряжении центральных или местных органов власти;

- собираются в отдельных фондах, предназначение каждого из которых для определённых нужд;

- создаются за счёт субсидий из бюджета, займов, специальных (целевых) налогов и сборов;

- увеличивают значение воздействия государства на экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламентский контроль;

- создают видимость уменьшения дефицитности бюджета;

- имеют значение резервов, к которым правительство прибегает в случае финансовых затруднений.